ТРОМСЁ, 18 янв -, Анастасия Яконюк. Картина «Малыш Кенкен» французского режиссера Брюно Дюмона получила главный приз «Аврора» на международном кинофестивале TIFF в норвежском городе Тромсё, российский «Левиафан» остался без наград, сообщает корреспондент с церемонии закрытия фестиваля.
Международный кинофестиваль TIFF - крупнейший фестиваль художественного и документального кино в Норвегии, проводится с 1991 года. В программу кинофестиваля в этом году вошли около 120 художественных и документальных картин режиссеров из примерно 40 стран мира. В конкурсной программе участвуют только премьеры последнего года. Жюри распределяет пять наград, в том числе главный приз, а зрители выбирают своего фаворита.
«Аврора» для «Малыша»
Картина известного француза Брюно Дюмона, дважды лауреата Каннского фестиваля, сочетает в себе различные жанры киноискусства, включая элементы комедии, драмы и детектива. Летние каникулы для детей и подростков из северного французского городка омрачены серией таинственных преступлений, с которыми приходится столкнуться местным жителям, таким как Кенкен. Главный герой всегда готов дать отпор любому сопернику, но именно в эти каникулы мальчику и его друзьям предстоит увидеть жизнь в новом свете.
Многие критики сравнивают «Малыш Кенкен» с культовым сериалом «Твин Пикс», отмечая явный гротеск в образах героях, а также философский подтекст.
Дюмон считается автором шокирующих, эпатажных картин, в которых нередко играют непрофессиональные актеры. На этот раз, как отмечают критики, он снял комедию для широкого массового зрителя, причем полотно фильма соткано из мини-сериала. Российскому зрителю французский режиссер хорошо знаком по драме «Камилла Клодель, 1915», рассказывающей о заточении в сумасшедшем доме известного скульптора Камиллы Клодель, любовницы Огюста Родена и сестры поэта Поля Клоделя.
Наградами норвежского фестиваля в этом году были также отмечены фильм датского режиссера Джошуа Оппенхаймера «Взгляд молчания», норвежская документальная работа «Я - Куба». Приз зрительских симпатий достался документальной картине Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо «Соль земли», действие которой разворачивается сердце Амазонии, джунглях Западного Папуа, болотах региона Пантанал в Бразилии, а также на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане.
Двенадцать претендентов и «Левиафан»
В этом году в конкурсной программе фестиваля участвовали 12 работ из Чили, США, Франции, Израиля, Эстонии, Аргентины, Киргизии и других стран. Россию представляла нашумевшая еще до выхода на большой экран картина Андрея Звягинцева «Левиафан», оставшаяся на этот раз без призов. Ранее стало известно, что фильм Звягинцева стал лауреатом премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Кроме того, «Левиафан» вошел в число номинантов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
«Левиафан» - это шедевр! Для нас это история о России, снятая буквально рядом с нами (фильм снимался в Мурманской области, которая граничит с Норвегией). Это лента об острых социальных проблемах, о которых нам мало известно", - сказала директор кинофестиваля Марта Отте, отметив, что российская кинолента будет показываться в норвежских кинотеатрах.
Звягинцева в Тромсё хорошо знают и любят - два года назад престижный приз FIPRESCI (международной федерации кинопрессы) на фестивале получила его картина «Елена». Как рассказал координатор кинофорума Игорь Шайтанов, несколько показов этого фильма на фестивале собрали полные залы. «Здесь много русскоязычной публики, но большинство, конечно, иностранцы. Россияне и норвежцы, на мой взгляд, по-разному оценивают эту картину. Норвежцы не так глубоко понимают реалии российской действительности», - сказал он.
Российский акцент
Фестиваль традиционно делает акцент на российском кинематографе, отмечает Шайтанов. Норвежские зрители увидели киноленту «Дурак» Юрия Быкова, российско-американский фильм «Красная армия» Гейба Польски, мурманские документалисты представили свою работу «Три года до осени» о событиях Великой Отечественной войны на севере.
«Российское кино - это часть истории фестиваля, концепции для его развития. Мы много лет назад, когда закончилась 'холодная война', взяли на себя ответственность - открыть дверь к соседям, быть посредниками между Западом и Востоком. Это страна с богатой кинематографической историей, и это важно для нас», - считает директор фестиваля Отте.
Из-за трагических событий во Франции во внеконкурсную программу фестиваля был включен документальный фильм 2008 года «Тяжело, когда тебя любят идиоты», который посвящен проходившему в феврале 2007-го судебному разбирательству по делу о публикации серии карикатур на пророка Мухаммеда в сатирическом еженедельнике Charlie Hebdo.