Культура 2015: дюжина ожиданий в наступившем году

«Теория всего» (The Theory of Everything)

Еще не успел отгреметь по фестивалям фильм «Имитационная игра» - байопик о британском гении кибернетики Алане Тюринге, как на смену ему идет еще одна биография, на этот раз - великого британского ученого Стивена Хокинга. Хокинг уже давно признан как живой классик, и, несмотря на свой тяжелейший недуг, он по-прежнему активен в своих научных исследованиях.

«Теория всего» - далеко не первая киноверсия жизни великого ученого. В 2013 году на экраны вышел уникальный фильм «Хокинг» - по сути дела кинематографическая автобиография, в которой о своей жизни рассказывал сам Хокинг.

В 2004 году по телевидению Би-би-си прошел художественный фильм «Хокинг», где ученого играл тогда еще совсем молодой Бенедикт Камбербатч, теперь блеснувший в роли Алана Тюринга. И это не говоря уже о многочисленных документальных и научно-популярных лентах.

«Теория всего» основана на мемуарах первой жены Хокинга Джейн. Поставил фильм оскаровский лауреат («Человек на канате», 2008) британский документалист Джеймс Марш.

«Теория всего» уже получила четыре номинации на «Золотой глобус», а исполнитель главной роли Эдди Редмайн, как ожидается, будет бороться за «Оскара» со своим другом и коллегой по ролям ученых Бенедиктом Камбербатчем.

Британский прокат 2 января, российский прокат 26 февраля.

«Пятьдесят оттенков серого» (Fifty Shades of Grey)

Экранизация одноименного эротического блокбастера британской писательницы Э.Л. Джеймс (2011) была неизбежной. И если литературная первооснова, несмотря на феноменальный успех, прочно оставалась в сфере масскульта, то фильм претендует на нечто большее. Залог тому - имя режиссера. Сэм Тейлор-Джонсон прошла тот же причудливый путь, что и прошлогодний оскаровский лауреат Стив Маккуин: от изысканного авангардного видеоарта к мейнстримному кино. Прорывом для нее стал байопик о юношеских годах Джона Леннона Nowhere Boy (в российском прокате «Стать Джоном Ленноном», 2009). И вот теперь обреченная на успех киноверсия эротического триллера. В главных ролях Джеми Дорнан и Дакота Джонсон.

В британский прокат фильм выходит в День Святого Валентина - 13 февраля, в российский - на день раньше, 12 февраля.

Бьорк в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Исландская поп-рок дива давно уже претендует на место в искусстве, далеко выходящее за пределы традиционной поп-культуры. И дело тут не только в экспериментальном характере ее музыки. Яркая зрелищность и визуальная изобретательность клипов и концертов делают ее творчество предметом изобразительного искусства, в не меньшей степени, чем музыкального - во многом благодаря сотрудничеству с такими яркими художниками как режиссер Мишель Гондри, дизайнер Александр Маккуин, видео-артист Мэтью Барни. Неудивительно, что нынешний директор нью-йоркского MOMA Клаус Бизенбах (он особенно прославился недавним проектом с Мариной Абрамович «В присутствии художника») предложил Бьорк персональную выставку. Среди прочего музей обещает новое «кино-музыкальное представление», подготовленное специально для выставки.

Museum of Modern Art, New York. 7 марта - 7 июня

Александр Маккуин «Дикая красота»

Респектабельный Музей Виктории и Альберта в Лондоне в последние годы все больше и больше тяготеет к ярким, рассчитанным на широкий успех шоу. Достаточно вспомнить такие недавние блокбастеры как «Голливудский костюм», «Итальянская мода», «Дэвид Боуи». И вот теперь Александр Маккуин. Покончивший с собой в 2010 году в возрасте 40 лет дизайнер и кутюрье - одна из самых ярких фигур британской моды. Расцвет его творчества и всемирная слава пришлись на вторую половину 90-х - время Cool Britannia. Он был таким же символом нового «свингующего Лондона» как Blur, Oasis, Трейси Эмин или Дэмиен Херст. Однако, как пишет, предваряя выставку, газета Guardian, работы Маккуина по-прежнему смотрятся свежо и дерзко, в отличие от его сильно поблекших собратьев из других искусств.

Victoria and Albert Museum, 14 марта - 19 июля

Владимир Юровский и Барбара Ханниген. Мировая премьера нового сочинения Магнуса Линдберга.

Российский дирижер Владимир Юровский прочно укрепился на британской музыкальной сцене. В течение нескольких лет он занимал пост художественного руководителя Глайндборнского оперного фестиваля, а с 2007 года возглавляет Лондонский филармонический оркестр. В отличие от других посланцев русской классической школы, Юровский не ограничивается традиционным репертуаром и смело идет на эксперимент, даже если этот эксперимент, как это было с лондонской премьерой оперы Владимира Мартынова Vita Nova, встречает острую критику прессы. 28 января вместе с канадским сопрано Барбарой Ханниген он представит лондонской публике мировую премьеру нового сочинения выдающегося финского композитора Магнуса Линдберга. «Три допроса для сопрано с оркестром» исследуют сложные отношения личности и государства. В качестве текста Линдберг взял выдержки из допросов жертв Французской революции, подследственных Штази в Восточной Германии и американского солдата Брэдли (теперь Челси) Мэннинга.

Royal Festival Hall, 28 января

Курт Вайль «Расцвет и падение города Махагони» в опере Ковент-Гарден

В Королевском оперном театре в Ковент-Гардене - четкое распределение функций. На большой, главной сцене идет классическая оперная традиция, пусть нередко и в смелых современных сценических интерпретациях.

Место музыкальному эксперименту и авангарду - на новой сцене, построенной после капитальной реконструкции театра в 1999 году глубоко в подвале Linbury Studios. Написанная в 1929 опера «Расцвет и падение города Махагони» находится где-то между классикой и авангардом.

С одной стороны, оба ее автора композитор Курт Вайль и либреттист Бертольд Брехт - уже бесспорные классики, с другой - из-за необычной музыки, сочетающей экспрессионизм немецкой додекафонии с джазовой мелодикой (именно оттуда позаимствована Alabama Song прославленной группы The Doors), опера эта остается «белой вороной» традиционного репертуара.

Потребовался приход в Ковент-гарден известного своим экспериментальным подходом режиссера Джона Фуллджеймса, чтобы она попала на главную сцену.

Royal Opera House, 10 марта - 4 апреля

Диана Вишнева On the Edge

Пустившаяся в последние годы в свободное плавание прима-балерина Мариинского театра все смелее и решительнее отходит от классического репертуара. Залог такой свободы - ее безукоризненная репутация одной из лучших танцовщиц на планете. Для Вишневой охотно и с удовольствием ставят специальные балеты самые яркие и интересные хореографы. On the Edge («На грани») - уже третий ее сольный проект. Он состоит из двух одноактных балетов: француз Жан-Кристоф Майо придумал Switch на киномузыку Дэнни Элфмана для Вишневой, а также Бернис Коппьетер и Гаэтана Морлотти, солистов балета Монте-Карло, с которым он работает. Второй балет - «Женщина в комнате» - американка Кэролин Карлсон поставила для Вишневой соло. И музыка итальянского минималиста Джованни Солимы, и сама постановка вдохновлены напряженными размышлениями и образностью Андрея Тарковского. Мировая премьера спектакля «На грани» состоялась еще в ноябре 2013 года в Калифорнии. И вот теперь Лондон.

Театр Coliseum, 14, 16 и 18 апреля.

Том Стоппард, «Трудная задача»

Драматург Том Стоппард - «национальное достояние» Британии, человек, пьесы которого принято считать камертоном политического и нравственного состояния общества. Почти десять лет Стоппард молчал (если не считать скромной и, прямо скажем, не очень удачной радиопьесы по альбому The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd). Стали поговаривать даже о том, что 77-летний Стоппард исписался. Последняя его пьеса для театра «Рок-н-ролл» - о движении рок-андерграунда в его родной Чехословакии в 60-е годы - вышла в 2006 году. А в Национальном театре, главном театре страны, куда теперь, наконец, вернулся Стоппард, последним спектаклем по его пьесам стала трилогия «Берег Утопии» (2002), основанная на произведениях русской классики. На первый взгляд, «Трудная задача», в отличие и от «Рок-н-ролла», и от «Утопии» - вещь камерная, не претендующая на гигантский политический, исторический и социальный размах предыдущих работ. Однако это только на первый взгляд. За погруженной в мир лабораторных исследований в научном инситуте историей кроются самые серьезные проблемы - об отношении человека и компьютера, о природе сознания, о вере и, в конечном счете, о том, что делает человека человеком.

Национальный театр, Лондон, 21 января - 16 апреля.

Выставка «Космонавты» в Музее Науки

Намеченная на ноябрь прошлого года грандиозная выставка «Космонавты. Рождение космической эры» в лондонском Музее Науки должна была стать кульминацией Года культуры России в Великобритании. Срыв ее открытия - то ли по чисто техническим причинам, как утверждает Музей, то ли в связи с повлиявшими буквально на все стороны российско-британского взаимодействия политическими катаклизмами - стал символом смазанного и прошедшего почти незаметно Года культуры. Музей, тем не менее, от своего проекта не отказывается. В Лондоне с нетерпением ждут множество совершенно уникальных экспонатов, в том числе и подлинный космический корабль «Восток-6», на котором в космос слетала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Выставка должна сопровождаться показом советских фильмов об исследовании космоса. По последним данным из Музея Науки, открытие ее намечено на май, хотя на сайте Музея официального объявления о дате пока нет.

Танц-театр Пины Бауш

Сразу после смерти в 2009 выдающегося германского хореографа Пины Бауш и в отсутствие новых премьер возглавлявшийся ею «Танцтеатр Вупперталь» взялся пополнять репертуар ее малоизвестными ранними постановками. На лондонские гастроли 2015 года театр привозит два спектакля, до сих пор никогда в Британии не показывавшиеся. «На горе был слышен крик» (1984) по своей хореографической структуре напоминает ее легендарную версию «Весны Священной» Стравинского, хотя музыка здесь гораздо более эклектичная (Билли Холидей, Эдит Пиаф и Генри Перселл). А в спектакле «Предчувствие» (Ahnen) танцоры ищут любовь и смысл жизни на сцене, заполненной гигантскими кактусами.

Театр Sadler"s Wells, Лондон. 15-18 и 23-26 апреля.

Гарри Парч и MusikFabrik

Немецкий ансамбль MusikFabrik возродил музыку уникального американского композитора-визионера Гарри Парча (1901-1974). Сделать это крайне непросто. Парч сам изобретал и строил свои инструменты, настраивая их в специфических для его произведений звукорядах, состоящих из 11, 13, 31 или 43 тонов в октаве. Инструменты Парча, названия которым придумывал он сам - хромелодеон, адаптированная гитара, гармонический канон, гигантская кифара, героическая маримба - практически безвылазно хранятся в его музее в Калифорнии, что делает исполнение его музыки почти невозможным. Немецкие музыканты воссоздали уникальный набор инструментов Парча и подготовили к исполнению его грандиозную оперу And on the Seventh Day Petals Fell in Petaluma.

21 февраля - Muffathalle, Мюнхен; 6 марта - Republic, Зальцбург; 21 марта - Alte Oper, Франкфурт.

Пи Джей Харви запишет альбом в стеклянном ящике

Британская звезда рок-музыки Пи Джей Харви запишет свой новый альбом в огромном стеклянном ящике, установленном на территории знаменитого лондонского дворца Somerset House. Проект называется Recording in Progress и смысл его состоит в том, чтобы дать возможность поклонникам певицы воочию понаблюдать за процессом создания альбома. «Recording in Progress - это как выставка в галерее», - говорит Пи Джей Харви. Желающих наблюдать за процессом записи оказалось слишком много - все билеты уже распроданы. Стены ящика прозрачны лишь с одной стороны, с тем чтобы толпа зрителей не отвлекала музыкантов и продюсеров от работы. Затею можно рассматривать всего лишь как рекламную акцию, но Пи Джей Харви имеет прочную репутацию серьезного художника. Ее предыдущая работа Let England Shake была посвящена войнам и конфликтам по всему миру и была удостоена престижной Mercury Prize как лучший альбом 2011 года.

Somerset House, Лондон, начиная с 16 января.

Александр Кан, обозреватель по вопросам культуры<br> Русской службы Би-би-си