Четыре за форму, четыре за содержание

Между тем как «Отель «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона обошелся преимущественно оформительскими, если так можно выразиться, «Оскарами» - за костюмы, грим, работу художника и музыку, «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту предсказуемо победил вчистую и оказался лучшим фильмом не только по очкам. Он собрал все самые существенные награды, включая призы за режиссуру, сценарий и операторскую работу (последний, пожалуй, наиболее бесспорный). Тут немного обиженным мог почувствовать себя разве что исполнитель главной роли Майкл Китон, которому предпочли Эдди Редмейна, сыгравшего Стивена Хокинга в мелодраматическом байопике «Вселенная Стивена Хокинга» (The Theory of Everything), и это действительно печально, поскольку у 33-летнего англичанина вся актерская жизнь впереди, а когда у бывшего Бэтмена еще будет настолько выигрышная роль, неизвестно.

Майкл Китон, впрочем, героически светился радостью, и если кто-то в этом году и позволил себе продемонстрировать легкую тень огорчения на лице, то, наверное, режиссер Ричард Линклейтер, автор одного из восьми фильмов, включенных в основную номинацию, - «Отрочество» (Boyhood). Получив в январе «Золотой глобус», Ричард Линклейтер имел основания надеяться, что и киноакадемия отметит его если не в главной, то в какой-нибудь престижной категории вроде режиссуры и проявит уважение к самой грандиозности поставленной задачи, если не к ее результату - жизнеописанию среднестатистического американского подростка, о котором режиссер на протяжении 12 лет снимал каждый год по фрагменту. Однако киноакадемия размах эксперимента не оценила и наградила лишь Патрицию Аркетт за лучшую роль второго плана - актриса, надо сказать, произнесла самую полезную и осмысленную речь из всех выступавших на церемонии и высказалась за равноправие женщин в сфере оплаты изнурительного актерского труда. Речь лауреатки, констатировавшей прискорбное неравенство полов в голливудской системе начисления гонораров, была с особым воодушевлением встречена такими низкооплачиваемыми труженицами шоу-бизнеса, как Мерил Стрип и Дженнифер Лопес, которые в волнении аж повскакивали со своих мест. Зрителям же, чьи трудовые книжки лежат не на голливудских студиях, подпрыгивать от неожиданности на «Оскаре"-2014 почти не довелось. После каждой оскаровской церемонии остается ощущение, что большей гладкости и автоматизма (а значит, предсказуемости и скуки) постановщики этого ритуала достичь уже не могут, и тем не менее каждый раз они берут в этом смысле новую высоту. Так, новый ведущий Нил Патрик Харрис побил все рекорды безликости по сравнению с предыдущими конферансье и еще больше приблизился к идеалу, если считать идеальным абсолютно незапоминающегося ведущего, который не привлекает внимания к своей персоне, не слишком назойливо комикует и не делает никаких селфи с селебрити, как, например, его коллега Эллен Дедженерес.

Хотя «Левиафан» Андрея Звягинцева остался без «Оскара», проиграв польской «Иде», тем не менее легкий русофильский налет лежал на всей церемонии. Пару раз торжественную атмосферу оживил развязный балалаечный мотивчик «Светит месяц, светит ясный», который композитор Александр Деспла остроумно использовал в «Отеле «Гранд Будапешт»», за что и был награжден; потом в одном из музыкальных номеров Леди Гага исполняла композицию из мюзикла «Звуки музыки» (The Sound of Music) среди толстых декоративных березок, а в номинации «Лучший документальный фильм» победила картина «Гражданин четыре» (Citizenfour), где режиссер Лора Пойтрас собрала записи своих встреч с сисадмином-правозащитником Эдвардом Сноуденом, нашедшим пристанище в России. Так что в целом российское участие в 87-й церемонии «Оскара» можно считать хоть и не блестящим, но вполне удовлетворительным: оно выразилось не в статуэтках неизвестного лысого гражданина, покрытого самоварным золотом, а в некоем почти незримом и нематериальном, но оттого не менее ощутимом идеологическом и культурном присутствии.

Комментирует ЛИДИЯ МАСЛОВА