В Парижской опере показали программу одноактных балетов современных хореографов: «Repliques» Никола Поля, «Salut» Пьера Ригаля и «AndreAuria» Эдуара Лока. В последний момент к ним добавилась еще одна премьера - дуэт «Together alone» Бенжамена Мильпье. На премьере побывала МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.
Премьера балет
Никола Поль - скромный артист Парижской оперы, застрявший на середине карьерной лестницы в статусе «сюжета». С 2002 года он не продвинулся ни на шаг на танцевальном поприще, зато заявил о себе на балетмейстерском: шесть лет назад экс-руководительница труппы Брижит Лефевр доверила ему постановку спектакля. Отправной точкой для «Repliques» стали зеркала, с которыми неразрывно связана жизнь балетного артиста. Вокруг мотива двойственности, игры с отражением, его принятием и отторжением и выстраивает хореограф свой бессюжетный балет. Спектакль не лишен вкуса (декорации архитектора Поля Андре), музыкален (коллаж из произведений Дьердя Лигети), у него легкий, понятный парижской труппе почерк и твердая внутренняя структура. Однако общее впечатление от «Repliques» примерно такое же, как от созерцания плавающих декоративных рыбок: красиво, но скучно.
Впрочем, лучше уж балетный аквариум интеллигента Поля, чем физкультура молодого атлета, математика и клипмейкера Пьера Ригаля. Танцами (причем африканскими) он увлекся поздно, будучи уже студентом. Зато так сильно, что бросил все прежние занятия и подался в хореографы. Набил руки и ноги на стажировках в регионах, благо во Франции в каждом крупном городе есть свой центр современной хореографии, где за бюджетные деньги может годами самовыражаться хоть спортсмен, хоть повар. Главное - новизна эксперимента и сила убеждения. Этими умениями Ригаль овладел в совершенстве, что и позволило ему стать завсегдатаем международных танцевальных фестивалей. Со своими мастер-классами он доехал даже до Вагановской академии.
Его дебютный спектакль для Парижской оперы «Salut» начинается с финала. Под шквал записанных на пленку аплодисментов артисты устремляются на авансцену, чтобы машинально-деловито откланяться. Поклон - одно из значений французского «salut», а кроме того, это приветствие, избавление и спасение в высшем, религиозном смысле. На этой семантической многозначности и собирался выстроить свой спектакль Ригаль. Проблема в том, что его словарный запас значительно превышает хореографический. Больно смотреть на артистов лучшей балетной труппы Франции, вынужденных группироваться в топорных кувырках, бессмысленно жестикулировать, вскакивать на пальцы без пуантов - как в грузинском танце - и исполнять прочие бессвязные нелепости.
В недоумении оставила и премьера Бенжамена Мильпье «Together alone». Десятиминутный дуэт на музыку Филипа Гласса новый худрук спешно поставил специально для звездной пары - Орели Дюпон и Эрве Моро. Срочность он объяснил тем, что в мае балерина уходит на пенсию и в этом сезоне у нее совсем мало спектаклей. Но помимо очередного выхода на сцену этот пресный дуэт ровным счетом ничего не добавляет к образцовой карьере Орели Дюпон. К тому же из-за травмы Эрве Моро в последнюю минуту премьеру отдали танцевать молодому солисту Марку Моро. С незатейливой хореографией Мильпье и поддержками он справился, а вот эмоционально на сцене находились два посторонних, как бы незнакомых человека - что, впрочем, вполне оправдывало мелодраматичное название балета.
Спасением вечера стала «AndreAuria» Эдуара Лока. Премьера этого балета состоялась в Парижской опере еще в 2002 году. Как и в предыдущей работе Лока «Amelia», название отсылает к трансвеститу - давнему знакомцу хореографа. Но истории - последнее, что может заинтересовать в спектаклях канадца. Артисты у него работают на пределе физических и эмоциональных возможностей, в сумасшедшем ритме, который заставляет тело отзываться движением на каждый звук (музыка Дэвида Лэнга), и в каждую секунду удар клавиши может бросить человека в непредсказуемом направлении.
С невероятной техникой Лока парижане справляются прекрасно. Надо видеть, с какой концентрацией Матиас Эйман, Джошуа Хоффальт и Жермен Луве в полумраке заклинают эту хореографическую скороговорку, или как хищная Алис Ренаван бескомпромиссно расправляется со своим партнером Стефаном Бюльоном. И пусть «AndreAuria» грешит длиннотами, по сегодняшним временам в Парижской опере это даже плюс: есть возможность сполна насладиться балетным мастерством французов.