Французский сатирический журнал Charlie Hebdo выпустил номер, посвященный жертвам нападения на парижскую редакцию журнала. На обложке выпуска - изображение пророка Мухаммеда. Большинство мусульман считают, что графические изображения основателя ислама запрещены - однако так ли это с точки зрения истории?
Если отвлечься на время от обсуждения вопроса, оскорбительно ли для верующих сатирическое изображение пророка, существует отдельная и сложная дискуссия о том, запрещает ли ислам в принципе любые графические образы Мухаммеда.
Для большинства мусульман такой запрет абсолютен: изображения Мухаммеда и всех остальных пророков в исламской вере безусловно запрещены и считаются идолопоклонством.
Этот запрет существует во многих исламских странах. Исторически исламское изобразительное искусство основано на геометрических или каллиграфических мотивах и не имеет фигуративных аспектов.
Мусульмане обычно приводят суру в Коране, в которой пророк Ибрахим спрашивает: «Что это за изваяния, которым вы поклоняетесь?» На что ему отвечают: «Мы знаем, что наши отцы поклонялись им». Ибрахим ответил им: «Так значит, и вы, и ваши отцы явно заблуждались».
Однако, как указывает профессор Мона Сиддики из Эдинбургского университета, в Коране отсутствует прямой запрет на изображение пророка. Запрет возник на основе изучения хадисов - отдельных сказаний о жизни и высказываниях Мухаммеда, собранных после его смерти.
Сиддики указывает на многочисленные изображения Мухаммеда, созданные мусульманскими художниками в период существования Монгольской и Османской империй. В некоторых из них лицо пророка скрыто, но не подлежит сомнению, что это он. Как считает историк, художники вдохновлялись глубоким религиозным чувством.
«В большинстве случаев эти изображения создавались не ради идолопоклонства, а в силу любви и уважения», - говорит ученый.
В какой же момент изображения Мухаммеда стали считаться запретными, или «харам»?
По словам Кристины Грубер, профессора исламского искусства в Университете штата Мичиган, многие такие изображение, которые относятся к XIV веку, предназначались только для личного употребления.
«Часто это были предметы роскоши, создававшиеся для состоятельных людей и хранившиеся в их библиотеках», - говорит она. Некоторые из иллюстраций представляют собой миниатюры с изображениями персонажей из Корана.
Широкое распространение книгопечатания в конце XVIII века поставило ислам в сложное положение, говорит Грубер. Европейская колонизация многих стран исламского мира, а также распространение христианства и других западных идеологий также сыграли свою роль.
Ислам отреагировал на это подчеркиванием своих отличий от христианства, которое всегда опиралось на традицию публичной иконографии. Изображения Мухаммеда стали исчезать из обращения, а имамы вели все более активную борьбу с идолопоклонством.
Однако имам Кари Азим из мечети Макка в Лидсе, одной из крупнейших в Британии, отрицает, что отношение к изображениям пророка менялось в течение истории. Он утверждает, что появление хадисов, которые содержат запреты на изображения живых существ, должно восприниматься в качестве автоматического запрета на изображение Мухаммеда.
По его словам, средневековые изображения должны интерпретироваться в их историческом контексте: «Большая часть этих изображений относятся к вознесению пророка в рай, когда Мухаммед изображается верхом на лошади».
Азим отрицает, что эти изображения являются портретами пророка Мухаммеда. По его словам, сюжеты этих изображения часто неясны.
Профессор Хью Годдар, директор Алвалидского центра по изучению ислама в современном мире при университете Эдинбурга, с такой точкой зрения не согласен и считает, что отношение ислама к изображениям пророка не раз менялось.
«Ни Коран, ни хадисы не обладают единодушием по этому вопросу. В последующие века среди различных мусульманских общин существовали разные представления по этому поводу», - говорит историк.
Арабский богослов Мухаммад ибн Абд Ваххаб, который считается основателем ваххабитского учения, принятого среди суннитов в Саудовской Аравии, сыграл ведущую роль в этом вопросе.
«При нем споры стали гораздо более ожесточенными. Среди ваххабитов было распространено враждебное отношение к идее поклонения чему-либо, кроме Аллаха, включая и самого пророка. За последние 200-300 лет взгляды на это вопрос неоднократно менялись», - говорит Годдар.
Ситуация со скульптурными или иными трехмерными изображениями пророка была всегда куда более определенной. Для некоторых мусульман, отмечает Годдар, отвращение к изображениям пророка распространялось на отказ принимать любые изображения живых существ, как людей, так и животных.
Однако такой запрет существовал не везде - например, многие мусульмане-шииты придерживаются несколько иной точки зрения. По словам бывшего имама Хассана Юсефи Эшкавари из Ирана, ныне проживающего в Германии, даже в наши дни в домах многих иранских шиитов можно найти изображения пророка Мухаммеда.
«Религиозных запретов на такие изображения никогда не было, их можно увидеть в магазинах и в домах. Они не считаются оскорбительными ни с религиозной, ни с культурной точек зрения», - отмечает он.
Различия в подходе к этому вопросу можно связать с традиционными расхождениями между суннитами и шиитами. Однако, по мнению Грубер, те, кто считает, что такой запрет существовал изначально на протяжении всей истории ислама, неправы.
Но многие мусульмане не согласны с такой позицией.
«Коран молчит по этому поводу, - говорит доктор Азам Таммими, бывший глава Института исламской политической мысли. - Но все исламские власти сходятся в том, что пророк Мухаммед и все остальные пророки являются безупречными и безгреховными фигурами, и поэтому не могут подвергаться никакому осмыслению, особенно, если оно может привести к неуважению к пророку».
Его не убеждают доводы в том, что в средние века существовали изображения пророка, и это может указывать на то, что абсолютного запрета тогда не было.
«Наверняка уже тогда такие изображения подвергались осуждению богословов», - говорит он.
Джон Мак-Манус, Би-би-си