23 янв -. Человек склонен верить в приметы и полагаться на сверхъестественные силы далеко не во всех случаях, когда он не уверен в исходе дела - оказывается, что талисманы «работают» только тогда, когда кто-то другой будет оценивать результаты его свершений, говорится в статье в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
Эрик Хамерман (Eric Hamerman) из университета Тулейна в Новом Орлеане (США) и его коллеги пытались понять, почему некоторые люди - например, спортсмены, военные, политики или артисты - больше склонны верить в приметы и соблюдать некие ритуалы перед состязаниями, боем или выступлениями, нежели представители других профессий.
Как объясняют ученые, поверхностная причина подобных различий очевидна - военное дело, спорт и искусство более случайны и неопределенны по своей природе, чем другие сферы жизни человека. Однако есть масса контрпримеров, которые не позволяют объяснить суеверия и силу «талисманов» неопределенностью - к примеру, со схожим отсутствием гарантированных и определенных результатов сталкиваются ученые-экспериментаторы, однако они крайне редко полагаются на приметы во время опытов.
Анализируя результаты предыдущих исследований в этой области, авторы работы обратили внимание на то, что сила веры в приметы заметно отличалась для тех людей, которые работали на результат, оцениваемый кем-то другим, или же для улучшения своих собственных навыков.
«В качестве примера этого можно назвать музыканта, который хочет стать хорошим гитаристом и выучить то или иное музыкальное произведение», - говорит Хамерман. Опираясь на эти наблюдения, психологи предположили, что именно «игра на результат» может быть главной причиной того, почему человек в некоторых ситуациях больше склонен верить в приметы и полагаться на талисманы, чем в других.
Они проверили эту гипотезу на нескольких добровольцах, согласившихся принять участие в ряде викторин и других небольших конкурсов. Часть из них проводилась, как объясняли исследователи своим подопечным, для «проверки читаемости шрифтов», тогда как в других случаях они говорили, что важны сами ответы, истинность которых оценивали психологи.
В каждое из таких «соревнований» ученые добавляли большое количество различных ложных «примет» и «талисманов», о части из которых они прямо говорили добровольцам, а другие они должны были заметить самостоятельно. К примеру, в одной из викторин психологи периодически меняли цвет фона на экране монитора, на который выводились вопросы, и эти изменения участники опросов часто связывали с правильностью выбранных ими ранее ответов.
После завершения основной части опроса, ученые просили конкурсантов ответить на «бонусные» вопросы и давали им возможность выбрать цвет фона, на котором выводилась викторина. В других экспериментах ученые прямо предлагали добровольцам принести с собой талисман или выбрать его из набора «счастливых» предметов.
Результаты шести подобных опытов показывают, как утверждают психологи, что работа на результат, оцениваемый кем-то другим, действительно больше всего влияла на то, насколько участники экспериментов были склонны верить в сверхъестественные силы. Так, добровольцы, считавшие, что правильные ответы на вопросы в анкетах были важны для авторов опроса, предпочитали заполнять ее «счастливой» ручкой. Такой преференции не наблюдалось среди людей, предполагавших, что они помогают ученым выбрать шрифты или найти идеальную версию «аватара» для компьютерной игры.
В некоторых случаях, как признают исследователи, склонность полагаться на талисманы окупала себя - в двух из шести экспериментов добровольцы, верившие в приметы, выступали лучше, чем остальные участники экспериментов. Психолог считает, что это было связано с тем, что талисманы придавали им больше уверенности в своих собственных силах и знаниях. Вместе с тем, он подчеркивает, что подобная вера не придавала им новых знаний и не делала их умнее, чем они были на самом деле.