'Охотник на лис': ущемленная чистопородная психика

В оскаровской номинационной суете среди множества достойных и громких картин, справедливо выдвинутых на главные призы, несколько затерялся и не получил, безусловно, заслуженного внимания фильм «Охотник на лис».

Как это нередко бывает, дословно-буквальный перевод оригинального английского названия Foxcatcher ничего не объясняет. В фильме нет ни охоты, ни лис, а Foxcatcher - всего лишь название фермы-конезавода в американском штате Пенсильвания. Здесь, с момента ее основания в середине 20-х годов, семья владеющей фермой американских миллионеров Дюпонов вырастила десятки самых знаменитых чистопородных скакунов, регулярно завоевывавших первые призы на главных американских скачках.

Но фильм и не о лошадях, и не о скачках. Хотя лошади в нем есть. Фильм о другом спорте - борьбе.

Фильмы о спорте не без труда преодолевают предубеждение несколько снобистски настроенного к физическим упражнениям киномира. Хотя проблемы, страсти, а то и трагедии там ничуть не меньшего накала, чем в излюбленных кинематографистами и зрителями войнах, вестернах или детективах. Да и художественный результат может оказаться вполне убедительным - достаточно вспомнить относительно недавние «Рестлер» с Микки Рурком и «Боец» с Кристианом Бейлом и Марком Уолбергом.

Два борца

В основе «Охотника на лис» - реально случившаяся история. Братья Марк и Дэвид Шульц, олимпийские чемпионы по вольной борьбе, в преддверии Олимпиады 1988 года в Сеуле получают предложение от Джона Дюпона, владельца одной из крупнейших в мире химических компаний DuPont, наследника знаменитой семьи американских промышленников. Дюпоны бежали в Америку от Великой Французской революции еще в конце XVIII века. Их американская компания была основана в 1802 году, еще почти на заре независимости США, что автоматически причисляет их к элите американской финансовой и промышленной аристократии. Отсюда и лошади - такой же чистопородный и аристократический вид спорта, как и сама семья.

Джон Дюпон, однако, к аристократическим лошадям оказался предельно равнодушен, чем вызвал явное неудовольствие своей надменной матери (в фильме ее играет царственно-величественная Ванесса Редгрейв). Неудовольствие переросло в откровенное презрение, когда сын увлекся плебейской, по мнению матери, борьбой.

Предложение, с которым Дюпон обратился к Мраку и Дэйву Шульцам, состояло в следующем: он предоставляет им максимально комфортные условия и полную финансовую поддержку для подготовки и их самих, и других американских борцов к Олимпийским играм 1988 года в Сеуле. Подготовку можно вести в специально построенном на ферме Дюпона тренировочном комплексе Foxcatcher. Такое же название получает отныне и американская национальная команда борцов, а тщеславный Джон Дюпон - он любил, чтобы спортсмены-борцы называли его «Орел» - числится не только ее спонсором, но и ментором, наставником, тренером.

Братья соглашаются - одинокий, замкнутый и социально инфантильный Марк (Чэннинг Тейтум) сразу же, а куда более опытный, живущий с очаровательной женой (Сиенна Миллер) и двумя детьми и выполняющий после потери родителей для Марка роль не только старшего брата, но и тренера и даже отца с матерью Дэйв (Марк Руффало) - лишь после некоторых колебаний и усиленных уговоров Дюпона. С этого момента жизнь братьев под крылом сумасбродного миллиардера превращается в самую настоящую психодраму с трагическим концом.

Сумасброд-миллиардер

Фигура Джона Дюпона - как реальная, так и кинематографическая - представляет собой немалый интерес. Наследник одной из богатейших семей Америки, он всю жизнь жил в ощущении дарованной финансовым всемогуществом тотальной свободы. Свободы осуществлять любые свои мечты, потакать любым своим капризам.

Свобода эта транслировалась, впрочем, не в разгул и разврат, а во вполне достойные увлечения. «Орнитолог, специалист по раковинам и моллюскам, филателист и филантропист» - так он представляется в начале фильма. Доктор зоологии, он открыл несколько десятков видов новых птиц и был автором одной из основополагающих книг по современной орнитологии. В молодости он занимался олимпийским пятиборьем, но затем увлекся борьбой. Увлекся до такой степени, что мыслил себя не иначе, как мессия, призванный спасти американскую борьбу и борцов, вывести национальную команду на самый высокий мировой уровень.

«Он во всем хотел быть первым. Он жаждал уважения и почитания. Он хотел, чтобы на него смотрели с таким же восхищением как на Дейва Шульца. Но постепенно он понимал, что с Дейвом, его авторитетом и мастерством, тягаться ему не под силу. Он хотел стать для борцов своим, но в то же время настаивал, чтобы к нему относились как к самому главному», - говорит о своем герое исполнитель главной роли актер Стив Кэррел.

Марк Шульц попадает под необоримое и чем дальше, тем более разрушительное воздействие Дюпона. Дейв, не отказываясь от помощи Дюпона, пытается все же этому воздействию противостоять, уберечь брата от алкоголя и наркотиков, сохранить его талант борца.

Дюпон, будучи человеком психически неуравновешенным, воспринимает борьбу за влияние на Марка как личный вызов со стороны Дейва. В январе 1996 года, в момент умопомрачения, он убивает старшего брата.

Ссылки Дюпона и его адвокатов на психическое расстройство обвиняемого суд отверг. Дюпон был приговорен к 30 годам тюремного заключения, и уже из заключительного титра фильма мы узнаем, что он скончался в тюрьме в декабре 2010 года.

Радикальное преображение

Довольно долго я всматривался в облик экранного Джона Дюпона, пытаясь уловить сходство с заявленным в титрах исполнителем главной роли Стивом Кэррелом. И дело не только в преобразившем его до неузнаваемости огромном носе-протезе. Болезненно бледного цвета кожа, вид карлика-лилипута, суетливые повадки, манера говорить через нос - все это не имело ничего общего с известным мастером комедий, комедий фарсовых, гротескных. Его самые известные роли - «Сорокалетний девственник», «Брюс Всемогущий», непутевый менеджер в комедийном телесериале «Офис». Он озвучивал Грю в популярном мультфильме «Гадкий я» и, по оценке журнала Life, был признан самым смешным, самым забавным человеком Америки.

Кэррел признавался в интервью, что предложение сыграть эту роль стало и для него самого совершенно неожиданным. Для такого решения понадобилось немалое провидчество со стороны режиссера Беннета Миллера.

«Все знавшие Дюпона просто недопонимали, недооценивали, что творится на самом деле у него в душе, - рассказывает о своем выборе Миллер. - Так же и со Стивом Кэррелом. Когда мы только начали обсуждать роль, Стив признался, что до сих пор ему доводилось играть исключительно людей мягких, сентиментальных, чуть ли не размазней. А Дюпон - хоть поначалу он и может таким показаться - человек отнюдь не мягкий. Внутри у него острота, и острота опасная».

Режиссер и призы

«Охотник на лис» - всего лишь третий фильм 48-летнего Беннета Миллера. Всеобщее признание ему завоевал дебют в художественном кино - картина «Капоте», за главную роль писателя Трумана Капоте в котором недавно скончавшийся великий актер Филип Сеймур Хофман получил своего единственного Оскара. Миллер пока еще не вошел в плеяду самых известных и самых авторитетных режиссеров, но признание, судя по всему, не за горами. На прошлогоднем фестивале в Канне он получил «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую режиссуру, и хотя «Охотник на лис» на Оскара как лучший фильм даже не номинирован, у Миллера есть номинация как у лучшего режиссера. Члены Академии не смогли не отметить его невероятно тонкую психологическую проработку сложного конфликта между героями.

Всего у «Охотника на лис» в этом году пять номинаций. Больше всего победы заслуживает, конечно, Стив Кэррел. Но, даже если это и не произойдет, роль Джона Дюпона уже открыла перед еще недавно казавшимся неплохим, но очень уж однозначным актером новые, совершенно неведомые прежде горизонты.

Скандальный постскриптум

Марк Шульц довольно охотно сотрудничал с творческой группой фильма «Охотник на лис» и даже числится в титрах картины как ее консультант. Однако уже после выхода фильма на экран он выступил со следующим заявлением:

«Персонажи фильма и воспроизведенные на экране отношения между ними по большей части вымышлены и в каком-то смысле даже оскорбительны. У зрителя может сложиться ощущение, что между Джоном Дюпоном и мной были сексуальные отношения. Это отвратительная и оскорбительная ложь».

«Я просил Беннета Миллера вырезать эту сцену, - продолжает Марк Шульц, - но он в ответ сказал, что она нужна, чтобы показать, как Дюпон вторгался в мою личную жизнь и личное пространство. Открыто сексуальной сцена эта ни в коем случае не была, поэтому я согласился с тем, чтобы она осталась в фильме. Теперь же, прочтя несколько рецензий, в которых она расценивается как однозначно сексуальная, я понял, что фильм таким образом наносит ущерб моей репутации, и считаю нужным выступить с таким заявлением».

Как известно, ничто так не способствует успеху, как хороший скандал - особенно сексуальный.

Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры